В. Ф. Шевчук
Официальный оппонент
Доктор педагогических наук,
профессор академик МАПН
Отзыв официального оппонента на диссертацию
Шевцова Александра Александровича
«Общая культурно-историческая парадигма в психологии»,
в виде научного доклада
предоставленную на соискание ученой степени
доктора психологических наук
по специальности 19.00.01 - история психологии, общая психология
Диссертационное исследование актуально как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Методы исследования определялись в соответствии с предметом и задачами исследования.
В диссертации проведено исследование теоретического и экспериментального материала, опубликованного в отечественной и зарубежной литературе по проблеме общей культурно-исторической парадигме в психологии. Определено теоретико-методологическое основание исследования, сформулированы цели, гипотезы, задачи работы, проведена разработка экспериментальной программы исследования. Цель исследования в работе Шевцова А.А. состоит в том, чтобы, опираясь на анализ изучения истории философии, психологии и культурологии, выделить основы общей культурно-исторической психологии как междисциплинарной области знания о психике и культуре. Объектом являются репрезентативные направления культурно-психологического знания, отраженные в различных философских, культурологических и психологических концепциях.
Предметом исследования выступает содержание общей культурно-исторической психологии как междисциплинарной области знания - усвоение культуры, способ ее передачи личности и способы сохранения и передачи культуры в обществе.
В диссертационном исследовании Шевцова А.А. выделены основные стадии развития культурно-психологического знания, рассмотрено становление культурно-исторических концепций, относящихся к различным традициям изучения взаимоотношений культуры и психики, обоснована необходимость и эвристичность общей культурно-исторической психологии.
Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении различных культурно-исторических направлений психологии и в выделении методологических предпосылок развития общей культурно-исторической психологии как интегративной парадигмы междисциплинарного знания в эпоху постмодернизма.
В диссертации в виде научного доклада подвергается анализу ряд направлений, претендующих на статус источников общей культурно-исторической психологии, исследуются перспективы общей культурно-исторической психологии, обосновывается необходимость моделирования процессов культурогенеза в контексте задач общей культурно-исторической психологии.
Шевцов А.А. правильно отмечает, что современные культурно-психологические исследования представляют собой разнообразие концепций и фрагментов культурно-психологического знания, выполненных в русле антропологических, этнологических, психоаналитических, социокультурных, экспериментальных, кросскультурных и т.п. традиций. Критический анализ миров общей культурно-исторической психологии и фрагментов культурно-психологического знания показал их разрозненность и относительную замкнутость.
В исследовании отстаивается тезис о том, что культурно-психологическую проблематику, берущую свой исток в недрах истории культуры и совместно осваиваемую представителями самых разных областей знания, следует отличать от общей культурно-исторической психологии как самостоятельной дисциплины. Последняя требует для своего возникновения определенных предпосылок, связанных с приобретенным багажом исторического опыта, либеральным социокультурным контекстом, мультипарадигмальностью самой психологии. На всем протяжении становления общей культурно-исторической психологии как дисциплины культурно-аналитическая традиция в исследовании взаимоотношений личности и культуры полемизировала с традицией позитивистской и объективистской. Будучи не в силах быть реализованной в психологии в результате известных социокультурных обстоятельств, культурно-аналитическая традиция изучения взаимоотношений культуры и личности находила прибежище в исследованиях отечественных историков, культурологов и этнологов.
Современная общая культурно-историческая психология осмысливает себя как дисциплину гуманитарную и герменевтическую. Адекватное освещение объекта ее исследования – человека как субъекта саморазвития в контексте развивающихся миров культуры – становится возможным лишь посредством приобщения к междисциплинарному анализу и связано с переходом к интегративной парадигме науки. Таким образом, применение интегративной методологии, открывающей широкие возможности для диалога различных психологических школ, культурологических и социологических теорий в контексте истории культуры, способствует разрешению застарелых методологических проблем в психологии вообще и формированию общей культурно-исторической психологии.
Достоверность и обоснованность результатов исследования основывается на использовании соответствующей методологии и понятийного аппарата, а также на адекватности методов анализа цели и задачам данного исследования.
Несмотря на общую положительную характеристику мы хотим сделать следующее замечание:
•В работе, на наш взгляд, вольный публицистический стиль изложения и автор работы весьма вольно интерпретирует многие философские и психологические постулаты.
Несмотря на замечание, по нашему мнению, диссертационная работа Шевцова Александра Александровича «Общая культурно-историческая парадигма в психологии», в виде научного доклада предоставленная на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 - история психологии, общая психология,по научной новизне, актуальности и практической значимости полностью отвечает требованиям пункта Положения МВАК «О порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий в Международном межакадемическом союзе» и заслуживает присвоения ученой степени доктора психологических наук.