. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
 
Валерий Иванов
Литературный обозреватель,
Ведущий блога "Книжный класс"
 
 
 
Сказка, сказка, сказка без конца
Что за жизнь без сказки, особенно на Руси? Это давно понял Александр Александрович Шевцов – ученый, который в течение уже нескольких десятилетий ведет исследования в области психологии и философии, изучает народную психологию.
За 20 с лишним лет он опубликовал несколько десятков исследований сознания, внимания, способностей, разума, ума, силы, воли, желаний и многих других понятий, не описанных или недостаточно описанных современной наукой. Доктор психологических наук, профессор, он исследует тот предмет психологии, который был изначально определен в самом названии науки, – Душу. Кроме научных трудов, у автора немало прикладных работ: по отладке и управлению предприятием, переговорам, торговле, семейной психотерапии («любже») и боевым искусствам.
 
В последнее же время все большую известность приобретают сказки Александра Шевцова. Древние народные в своеобразной обработке, с адаптацией к современности, и авторские, собственного сочинения.
Очередная новинка, с исконным сказочным названием «Пойди туда, не знаю куда», сотворена в оригинальном жанре – это «роман в сказках». Не менее оригинален способ создания: автор писал произведение вместе с читателями в течение нескольких месяцев, выкладывая на фейсбуке главу за главой и утверждая, что сам никогда не знал, о чем будет продолжение, но отталкивался от читательских обсуждений. И вот явился результат со сложным развитием фабулы, уходящий корнями во множество миров.
Это и мир подлинных народных сказок, и мир древнего быта, лесного и деревенского, и мир языковых значений, когда-то бывших повседневными, но давно выпавших из обихода. Заодно это и мир современной фантастики, до сих пор еще местами научной, но по большей части относящейся к фэнтези, с отдельными аллюзиями из наследия братьев Стругацких, бардовской поэзии, любимых советских мультиков и филатовского «Федота-стрельца» в придачу (этого совсем чуть-чуть, без стихотворных ритмов и рифм, без шуток-прибауток, но имя-то выбрано не случайно, хотя и с вариантом – сначала Федот, а потом Нетот).
Вот зачин романа:
"Давно это было. Жил в одной деревне охотник, и был он такой удалец, что не было ему равных во всей округе. Зверь и птица словно сами ему в руки шли. Звали его Федот, а прозвище было Федот, да не тот. И то сказать, случались с ним странные вещи, которые с обычными людьми не случаются..."
 
Если же читатель не хочет проводить параллели и находить связи с предшественниками, то ему будет очень просто занять свое внимание приключенческими перипетиями и чередованием реалистических деталей со свободой вымысла:
 
"Федот поставил ружье в угол, прилег на тулуп и услышал, как колдун запер дверь чулана снаружи. Все это было странно, но все последние встречи с колдунами как-то подорвали настрой Федота, и он непроизвольно верил, что либо все окажется очередным мошенничеством, либо еще как-то разъяснится, если спокойно переждать свое заточение.
В чулане пахло мукой, сеном, тянуло навозом со двора, где фыркала корова, блеяли овцы, вопила курица. Кто-то зашуршал за мешками, легко и быстро – звук скользил, словно безвидная молния. Федот подумал, что это ласка или хорь, но в какой-то миг различил: между мешками скакнул заяц. Заяц? Странно… Он стал следить за крайними мешками, откуда заяц должен был выскочить. Но тот выскочил совсем с другой стороны и сиганул Федоту на грудь. Это был странный заяц, больше похожий на кошку, с маленькими ушами и большими усами, как у старого солдата… Схватить бы его, да пошевелиться невмочь, как во сне!
- Домовой! – сообразил Федот и стал вливать силу в руки и губы, преодолевая тяжкое онемение. Начали чуть-чуть подергиваться пальцы, и домовой смотрел на них в явном изумлении. Потом прыжком перескочил в дальний угол и захохотал, прячась при этом все дольше между большими глиняными корчагами.
Федот почувствовал, что оцепенение окончательно спало, и начал усиленно растирать руки и лицо. Тут раздались шаги, и колдун отпер дверь чулана. В руках у него качался деревянный фонарик, а за плечами разливалась непроглядная тьма.
- Ночь? – спросил Федот.
- Полночь. Пора в баню".
 
…Это была присказка, а сказка, как положено, впереди. С чудами-юдами всяческими, схватками молодецкими, девичьей красой и непрестанными чародействами. Все это должно привести героя к просветлению, начаткам мудрости, народной правде и личному счастью. А в конце станет ясно, что и это не конец, что снова обязательно будет продолжение. Ну и исполать вам, детушки. Слушать не переслушать, читать не перечитать!
 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .