. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
 
В.А.Мазилов
Официальный оппонент доктор
психологических наук,
профессор, академик МАПН   
 
Отзыв официального оппонента на диссертацию
Шевцова Александра Александровича
«Общая культурно-историческая парадигма в психологии»,
в виде научного доклада
предоставленную на соискание ученой степени
доктора психологических наук
по специальности 19.00.01 - история психологии, общая психология

 
Работа посвящена теоретическому исследованию теоретических основ проблемы общей культурно-исторической парадигмы психологии. 
Выбранная автором диссертации  тема является, на наш взгляд, на сегодняшний день особо актуальной и имеет важное теоретическое и практическое значение.
 
Практическая значимость исследования состоит в том, что отраженные в ней материалы используются при чтении лекций в курсах практической психологии и психологии личности. Курс является базовым на психологических семинарах АНО “Музей-заповедник народного быта”. Формирование общей культурно-исторической психологии позволяет полнее представить ситуацию в современной психологии и перспективы ее развития. В своей работе Шевцов А.А. предлагает различать культурно-психологическую проблематику, издавна разрабатываемую в философии, истории, культурологии, социологии, психологии, и общую культурно-историческую психологию как самостоятельную дисциплину, требующую для своего развития перехода к интегративным методологическим установкам анализа разрозненных культурно-психологических феноменов. Шевцов А.А. правильно предполагает, что общая культурно-историческая психология опирается на интегративную и коммуникативную парадигмы, как современный этап развития психологической  науки, особенностями которого становятся критическое самоосмысление, междисциплинарный дискурс, мультипарадигмальная  организация знания и герменевтическая ориентация исследований. Культурно-историческая психология является прикладной наукой по своему происхождению. Она рождается из осмысления полевых кросс-культурных и этнопсихологических исследований. Однако задача фундаментального исследования основ культурно-исторического подхода делает необходимым выделение в ее рамках такой дисциплины как общая культурно-историческая психология, то есть наука об общих закономерностях культурно-исторического мышления и об истории развития этого мышления внутри других культурно-исторических дисциплин.
В диссертации традиционно обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, показана степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулированы гипотезы и положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна и практическая значимость диссертации, даются сведения об апробации и публикациях материалов проделанной работы.
 
Замечания:
•На наш взгляд, утверждение автора диссертации, что современная российская психология прочно опирается на свое физиологическое прошлое, признающие  в качестве фундамента последующего развития свои незыблемые методологические принципы, картезианские требования формализации науки, является достаточно необоснованным.
•Автор диссертационного исследования утверждает, что культурно-историческая психология вполне в состоянии выработать собственную методику для  исследования сознания, одновременно не предлагая таковую.
•Язык диссертации докторской работы не обладает достаточной научной строгостью.
 
Несмотря на это, диссертация  является самостоятельно выполненной, завершенной научно-исследовательской работой. Диссертационная работа Шевцова Александра Александровича «Общая культурно-историческая парадигма в психологии», в виде научного доклада предоставленная на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 - история психологии, общая психология, по научной новизне, актуальности и практической значимости полностью отвечает требованиям пункта Положения МВАК «О порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий в Международном межакадемическом союзе» и заслуживает присвоения ученой степени доктора психологических наук.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .